В этом посте я объясняю психологический механизм запуска в ребенке программы «неудачник» и подсказываю родителям, как уберечься от такой ошибки в воспитании своих детей.
Сегодня после тренировки (сын ходит на хоккей) я, как и другие родители, кто были в раздевалке, стала свидетелем того, как папа делал из сына неудачника. Честно скажу: зрелище — не из приятных.
А для психики этого мальчика 6 лет эта ситуация была разрушающей, уничтожающей, убивающей. Но папа методично и нудно продолжал пилить, давить, прессовать, морально уничтожать своего родного сына. Он не давал ему возможности объяснить, почему, со слов папы «он плохо сегодня тренировался, вообще – никак и т.п.». Он не хотел слушать робкие слова сына «я старался», даже пропустил мимо ушей тот факт, что сын жаловался на боль в руке.
Это продолжалось все время переодевания. Я думала, что не выдержу: мне стало и психически, и физически тяжело. Я всем своим нутром чувствовала душевную боль этого маленького мальчика.
Мне хотелось подойти и сказать этому папе пару слов. НО, как сейчас модно говорить, я не имею на это никакого права. Да, это я понимаю, как сторонний человек. НО я же еще – педагог, и в таких ситуациях я, как специалист своего дела, не могу игнорировать такие вещи. НО приходится.
Хотя, признаюсь, пару раз, когда ситуация уже выходила за грань (никто не имеет право в общественном месте морально издеваться над своим ребенком. Хотите покричать – идите домой и кричите), я все-таки подходила к таким родителям с просьбой.
Да, может, я была не права, но я прихожу в магазин (или в другое общественное место) не за стрессом, а за приятным занятием.
И да, признаюсь, я тоже иногда ругаю своих сынишек (редко, но метко, когда терпение заканчивается. А терпение у меня – тельцовское ).
НО дома. И за дело (три раза сказала – не сделали (не убрали за собой, не приготовили школьный рюкзак)). НО никак не полчаса.
И после этого я спокойно могу подойти и крепко и с любовью обнять моих родных мальчиков. Объяснить, что мне приходится так делать, потому что я начинаю злиться, когда они оставляют после себя мусор, а я одна не успеваю.
Договариваемся, что в следующий раз ситуацию до такого кипения доводить не будем. Что, если кто-то что-то проливает, просыпает, бросает фантики – сам же и убирает.
Постепенно, но учимся. А когда, если не сейчас, когда им по 6-11 лет? Но все это – обязательные умения, которые нужны для дальнейшей жизни.
А, если взять ситуацию сегодняшнюю, то хочу сказать:
Родители! Проснитесь! Не все рождаются быть хоккеистами-профессионалами!
Наш тренер, не смотря на свой молодой возраст, в этом вопросе проявляет мудрость и всегда напоминает об этом факте на родительских собраниях: «Не каждый ребенок станет хоккеистом, но каждый здесь приобретет качества, которые помогут стать ему хорошим человеком и пригодятся в жизни».
Разве не это – главное для нас, родителей: чтобы наш ребенок вырос хорошим человеком, успешным человеком, счастливым человеком?
Да, у моего сына тоже не все получается, но это ведь – не конец света. Я не собираюсь из-за этого прессовать его. Нравится ему – будет стараться, будет ходить на тренировки и «тащить» своих родителей (как в нашем случае: мы (в 6 часов утра) – «может, не пойдем», он – «пойдем, я хочу»).
Идем, потому что понимаем, что это нужно ему.
Говорят же психологи, что дети все делают по велению души, а не по велению рассудка и Эго (как взрослые). Вот и «тянет» его туда. Подозреваю, что для развития, для закалки характера.
Поэтому не надо потакать своему Эго: мой сын станет хоккеистом (футболистом, музыкантом и т.д.)!
И заставлять тоже не надо: так он вообще возненавидит еще недавно нравившееся занятие.
Подумайте: неужели ваши амбиции вам важнее и дороже, чем родной ребенок?!
И дело здесь не только в хоккее. Если взять другие спортивные (и не только) секции и занятия, то везде найдутся такие «озабоченные» родители.
Родители, каждый день прессующие своих детей из-за своих амбиций.
Родители, каждый день твердящие своим детям одни и те же негативные фразы: «не так», «не то», «плохо», «совсем никак».
Родители, не осознающие, что сами своим отношением и словами создают будущих неудачников.
А кто еще может вырасти из ребенка, если каждый день в нем убивают веру в себя, каждый день ниже плинтуса принижают его самооценку, каждый день твердят, что все, что он делает – плохо?
Это же все имеет своей основой простой психологический механизм. Психика ребенка восприимчива, особенно к словам самых близких и родных людей – родителей. Наивный маленький человечек буквально воспринимает слова своих родителей, принимая их на веру.
Если родитель что-то говорит ребенку постоянно, то это «записывается» в его психике как программа, проникает в его душу очень глубоко и закрепляется. Так слова родители становятся убеждением ребенка: он начинает думать: «раз мой(я) папа (мама) так говорит, значит, я – такой».
Этот механизм работает во благо, когда родители говорят своему ребенку поддерживающие слова: «я видела, что ты сегодня очень старался», «ты так хорошо выполнял все упражнения!», «ты так классно играл!» и т.д.
Потому что каждый ребенок старается в меру своих возможностей. Особенно, если ему нравится то, чем он занимается.
Но если родители постоянно требуют от него невозможного, предъявляют нескончаемые претензии, то этот механизм начинает работать во вред: ребенок начинает думать, что он ни на что не способен.
Это убеждение-программа залегает в его душе так глубоко, что потом потребуются опытные психологи и психотерапевты, чтобы убрать ее.
Итак, надеюсь, понятно, откуда берутся неудачники.
Теперь поговорим о том, что делать и как быть?
1) Всегда задавайте себе вопрос: это нужно моему ребенку или для моего Эго (то есть, для моего самоутверждения за счет своего ребенка)?
2) А, чтобы знать наверняка, что же необходимо Вашему ребенку, надо наблюдать за ним, примечать: чем ему нравится заниматься, что у него хорошо получается.
А если Вы хотите подтянуть его физическое развитие (например, укрепить тело), то тоже надо учесть его интересы. Рассказать и показать, какие бывают виды спорта. Или дать попробовать и спросить, понравилось ему или нет, хочет ли он дальше продолжать или выбрать что-то другое.
3) Природа детей такова, что изначально все они — физически активные и любят подвижные занятия. Это «благодаря» взрослым они постепенно становятся пассивными («не беги», «хватит прыгать», «успокойся и посиди уже» и т.п.). Поэтому не надо тормозить активность, а направлять в полезное русло (секции). Будучи подвижными, они что-то да и выберут для себя.
4) Нельзя навязывать свое предпочтение ребенку. Если лично вам нравится какой-либо вид спорта, то, пожалуйста, займитесь им сами. Ведь никогда не поздно начать (например, в нашем дворе папы иногда собираются и играют в футбол). Тем более, что самый лучший способ приобщить ребенка – это заинтересовать, показать своим примером.
5) Всегда и везде поддерживайте своего ребенка. Кто его поддержит, если не самые родные и близкие люди? Чтобы вырасти сильным духом и верящим в свои силы человеком, ребенку просто жизненно необходима родительская поддержка.
Да, согласна, на ошибки и недочеты надо указывать. Обязательно. НО не «пилить» же полчаса подряд! Если Вам начальник такое будет устраивать каждый день, то вряд ли это Вам, мягко говоря, понравится. А как ребенок это должен выдержать?
6) Помнить, что спортивная или любая другая секция призвана, в первую очередь, развивать детей, а не делать из них звезд хоккея или еще чего-нибудь. Если суждено стать профессионалом, ребенок к этому будет идти, не смотря ни на что. Но, честно говоря, я бы не желала ему спортивной судьбы. Потому что это только на экранах красиво, а в спортивной жизни все бывает: и травмы и т.п.
А что Вы думаете по этому поводу? Поделитесь своим мнением в комментариях!