Так получилось, что у нас в первом классе недавно произошла неприятность. Связана она была с проявлением детской агрессии: мальчик пинал в живот и совершал другие подобные действия по отношению к своим одноклассникам и одноклассницам.
Так как обращения мам пострадавших к родительнице с просьбой поговорить и унять сына игнорировались, и учителю тоже не удалось донести до нее ответственность за поведение сына и совет записать ребенка к школьному психологу, пришлось обратиться к директору школы.
Наконец, ситуация, продолжавшаяся в классе несколько месяцев, была разрешена путем перевода мальчика в другой класс. Дети и родители вздохнули спокойно. С мальчиком начал работать школьный психолог, и все надеются, что результаты будут положительные.
Совсем скоро все мы будем поздравлять наших мужчин и сыновей с их мужским праздником. И в связи с этим я хотела бы затронуть один важный момент в воспитании мальчиков: как воспитывать ребенка, чтобы он вырос защитником, а не зачинщиком и агрессором?
В психологии агрессия объясняется как ответная негативная реакция на некое дискомфортное состояние. Это значит, что агрессия появляется у ребенка, когда ему плохо. И, не умея, как освободиться от внутреннего негатива, он начинает это вымещать на окружающих (на предметах, животных, других людях).
Можно ли осуждать ребенка за то, что он не знает, что это такое, и что с этим делать? Конечно, нет. Что говорить о детях, если мы, взрослые не все ещё знаем и умеем правильно высвобождать свой негатив. А дети-то все видят и впитывают, как губки. Ведь, признайтесь, большинство взрослых как привыкло проявлять свою агрессию? Верно: через крики, битье посуды или рукоприкладство. Или, что еще хуже, по словам психологов, через игру в «игнорирование и молчанку», когда супруги не разговаривают друг с другом и игнорируют друг друга.
Отсюда – вывод: если ребенок начал проявлять агрессивное поведение, это значит, что родителям стоит задуматься о том, что происходит в их семье.
Ведь, согласитесь: если в семье царят любовь и мир, то разве ребенку будет плохо, что он захочет кому-то сделать так же, чтобы и тому было плохо.
Да, жизнь подкидывает такие ситуации, что нередко у взрослых внутри может и гнев закипать. И это можно понять, но это никак не оправдывает наше вредящее ребенку поведение. Значит, нам нужно научиться высвобождать свой негатив и помочь в этом своему ребенку.
Что касается взрослых, то сейчас на просторах Интернета можно найти много действенных способов избавления от агрессии. А что касается детей, то на начальном этапе основным способом психологи считают умение родителей «контейнировать» негативные эмоции своего ребенка.
Это когда мама не отнекивается («да, ладно, нашел из-за чего» или «нечего тут плакать, хныкать, злиться» и т.п.), а когда принимает эмоции ребенка, обнимает и поддерживающим тоном говорит ребенку: «я понимаю тебя, сейчас тебе плохо, и ты злишься…». То есть, мама дает ребенку возможность осознать свои эмоции и поделиться ими с родным человеком, освободиться. Они вместе могут попеть, порисовать, поиграть, направив энергию негативных эмоций на конкретную деятельность.
Ну, а чтобы мальчик рос защитником, то здесь опять же все зависит от нас, мам и пап. Во-первых, ребенок в семье должен чувствовать себя защищенным. Хорошо, если он растет с осознанием того, что его родители первыми придут на помощь и защитят его (не путать с выгораживанием). Если ребенок живет с чувством безопасности в семье, если мама постоянно ставит папу в пример, как он является ее защитником, защитником своей семьи, дома, родного края (помните песню «С чего начинается Родина»), если мама хоть иногда рассказывает своим мальчикам о дедах, которые защищали свою Родину от врагов, о подвигах мальчиков-солдатов, то разве не разовьет все это качества защитника?
Практика показывает, что тема защитников семьи и Родины не оставляет сыновей равнодушными. Потому что это касается их близких. И это второй момент в воспитании мальчиков. Например, я так и говорю своим сыновьям: «А кто защитит меня, если не папа и не вы, я же девочка?».
Есть еще один момент в воспитании будущего защитника. Объясню на примере старшего сына. Он у меня придерживается пацифистских убеждений (как и я): он против насилия в любом варианте, даже в добрых целях. Но недавний случай с его младшим братом-первоклассником (о котором я писала выше) сильно на него подействовал. Он переживал за него все дни, пока ситуация не разрешилась, даже на переменах ходил проведать его. После этого он подошел ко мне и сказал: «Мама, теперь я понял, почему ты хотела, чтобы я ходил на самбо».
К слову сказать, я давно и несколько раз пыталась увлечь своих мальчиков некоторыми видами спортивной борьбы. Но мои слова о необходимости этих навыков для самозащиты не принимались, и через какое-то время они охладевали к тренировкам. Теперь у старшего появилась мотивация. А младший быстро забыл о произошедшем и, как и раньше, радуется жизни. Думаю, у него есть еще время спокойно созреть до самбо.