Что делать, если ребенок «плохо кушает»?

Интересное оформление еды как способ решения ситуации

В этом посте я объясняю родителям причину ситуации, когда ребенок «плохо кушает» и привожу полезные советы, что делать.

Думаю, практически все родители сталкиваются с такой ситуацией (не скажу — проблемой), когда ребенок начинает кушать мало по сравнению с тем, что ел до этого, или изначально мало ест.

Если исключить случаи, когда у ребенка пропадает аппетит из-за болезни, то остается самая простая и самая распространенная причина – «не хочется».

Могу сказать, что эта ситуация – обычная во время роста детей. Но взрослые сделали из этой ситуации проблему и обозвали ее выражением «плохо кушает».

Не знаю, можно ли воззвать к Вашей памяти, уважаемые папы и мамы, и спросить: «А помните ли Вы себя в детстве?».

Безусловно, не все проходили через такую ситуацию, когда «ну не хочется есть, и все». А, если и проходили, то напрочь забыли. Поэтому и не все понимают своих детей. В этой ситуации взрослые почему-то считают, что им виднее. Что виднее? Особенности детского организма? Вряд ли!

Я прекрасно помню, как меня заставляла есть моя мама, думая, что я умру с голоду. В таких случаях мне было противно смотреть на еду, не то, что кушать.

Почему?

Потому что я была не голодна! Потому что в этот момент мне просто не хотелось есть. Что тут непонятного?!

Про пункт «умрешь с голода» спешу успокоить родителей: ребенок – это не взрослый, который из-за принципа может не есть и голодать.

Ребенок никогда сам себя не будет специально морить себя голодом. Просто потому, что он живет пока в согласии со своими потребностями: захотел покушать – всегда найдет, что поесть.

Причем он не будет пичкать себя невкусной, «но полезной» едой просто потому, что «надо» (вспомнили себя, взрослые?). Ребенок всегда интуитивно будет выбирать то, что нужно его организму в данный момент.

Да, мы, родители, начинаем злится («Кушай, что на столе! Что тебе еще не нравится!» и т.п.). Но, подумайте, примерьте на себе эту же ситуацию: а если перед Вами поставить нелюбимое блюдо и заставить съесть («Не встанешь из-за стола, пока не съешь!»)?

Что должен чувствовать в такой ситуации нормальный человек?

Во-первых, отвращение.

Во-вторых, негативные эмоции (злость, гнев, обида и т.д.).

В-третьих, если все-таки заставили съесть, — несварение.

Почему?

Потому что, как мы с вами уже знаем, негативные эмоции влияют на работу нашего организма. И первым, что реагирует расстройствами на негатив – это наш пищеварительный тракт.

Поэтому прошу не «мерить своей мерой» и ставить условие, сколько ребенок должен съесть: откуда Вы знаете, что и сколько сейчас требуется его организму?

Но! Есть один момент: ребенок быстро привыкает к сладкому и может начать просить только вкусняшки. И здесь нужна мера и ограничение со стороны взрослых.

Опять же вопрос: кто дает привыкнуть ребенку к разного рода сладким вкусняшкам? Разве не мы сами им покупаем? Вот и меру мы должны сами показать.

Итак, возвращаясь к нашей теме, что не стоит делать в ситуации «ребенок плохо кушает»:

1) не стоит угрожать («не будешь есть – не получишь то-то»).

Потому что, как мы поняли, пищевое насилие приносит и физический, и психологический вред ребенку.

2) не стоит уговаривать съесть «хоть немножечко».

Потому что настойчивые повторные предложения еды – это тоже насилие, пусть и в мягкой форме.

3) нельзя торопить ребенка во время еды («ешь быстрее»).

Потому что темп поедания пищи у каждого – индивидуальный. А спешка приводит к проглатыванию непрожеванных кусочков еды, что, свою очередь, приведет к расстройству желудка.

4) нельзя прибегать к такой хитрости, как кормление ребенка во время просмотра мультфильма.

Потому что эта «хитрость» выйдет боком (об этом я писала в статье про энергетику еды).

5) не стоит расстраиваться, что ребенок съел и в каком количестве.

Потому что главное: что предложенная вами еда была качественной, и что он поел столько, сколько требовалось ему.

Что можно и нужно делать:

  • Если ребенок маленький, то принятие пищи можно организовать в виде игры.
  • Если ребенок чуть постарше — договариваться (но не уговаривать – чувствуете разницу?). Объяснять, например, что капуста нужна для того, чтобы быстро расти, а также для зубов и костей.
  • Предлагать альтернативу (колобки вместо хлеба).
  • Оформлять еду в интересной форме (картофельное море с парусниками из яиц и котлетными островками).

В завершение могу сказать, что я тоже столкнулась с такой ситуацией со своим ребенком (уже не маленьким). Но, помня себя, я не стала насильно заставлять кушать. Поэтому дома он кушает столько, сколько хочет (но у бабушек это не проходит: «как это не ест, надо!»).

Я пошла другим путем:

— понаблюдав, выяснила, что любят мои дети, и стараюсь при готовке учесть их предпочтения;

— предлагаю альтернативу (не любят салаты с отварными овощами –разноцветные кусочки отварных овощей разных выкладываю на блюдце и ставлю на стол – сами едят);

— пробую новые рецепты.

Сталкивались ли Вы с такой ситуацией? Если да, то как решили?

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *