Сегодняшнюю статью о воспитании я посвящаю всем бабушкам и дедушкам. Почему?
Сегодня, как и всегда, я пошла в школу встречать своего младшего, первоклассника. Стою около входа и жду. Ждут и другие встречающие: папы, мамы, бабушки и дедушки.
В это время выходит одна девочка с лыжами. Ее встречает молодая мама и, чтобы лыжи не нести (и без них руки заняты ранцем и пакетами), она говорит дочке надеть лыжи (девочка вышла в лыжных ботинках).
А, так как современные крепления устроены хитро, девочка никак не может попасть носком ботинок в защелку, которую одновременно нужно удерживать с силой.
Мама начинает раздражаться, потому как куда-то торопится. Она и так, и сяк пытается словами объяснить дочери, придерживая защелку.
Ситуация накаляется. На девочку начинают сыпаться претензии и обвинения.
Я стою и не знаю, что делать: подойти – можно ухудшить ситуацию, еще больше разозлив маму (как сейчас модно говорить, «это не Ваше дело, вот и не вмешивайтесь»): не подойти – хочется поддержать девочку. Она и так молча выслушивает маму и старается понять, как правильно поставить ногу.
Вдруг к ним со смехом подходит одна бабушка (которая тоже стояла недалеко и все слышала). И так ненавязчиво, органично, как будто шла по своим делам, останавливается и подбадривающим тоном говорит: «Что, никак не получается?»
Мама начинает оправдываться. А бабушка так же со смехом (прямо, как неунывающий оптимист-доктор Ливси в советском мультфильме «Остров Сокровищ») подходит к девочке, нагибается, берет ее ногу и ставит туда, куда надо было.
Без лишних слов, без нравоучений, без претензий, без раздражения. Один позитив и конкретное действие – и только!
Ситуация завершилась, а я стою и восхищаюсь мудростью этого видевшего жизнь человека.
И тут меня осенило: вот для чего нужны нам бабушки и дедушки!
Чтобы «спасать» нас, молодых, от наших ошибок.
Чтобы «спасать» наших детей от нашего «праведного» (как мы уверены) гнева.
Конечно, «спасать» — слишком громко сказано. Но, думаю, Вы согласитесь, что они умеют «сгладить» ситуацию, подбодрить или вдохновить внука (внучку) на нужные действия так, что мы, молодые, не умеем.
Мне стало стыдно, потому что в этой маме я увидела себя: сколько раз, будучи молодой, я предъявляла такого же рода претензии своим детям. Сколько раз я раздражалась и злилась из-за того, что они, несмышленые, чего-то не знали или не умели (как будто в этом виноваты были они).
А все потому, что я автоматически действовала по той же самой модели, которую позаимствовала от своих молодых тогда родителей.
Потому, что не задумывалась о том, что каждое такое мое поведение и претензии закладывают в детях комплексы неполноценности.
Я наступала на те же грабли, что наши молодые родители: своими словами «создавала» своим детям их будущие внутренние проблемы. Те проблемы, на решение которых человек иногда тратит всю свою жизнь.
Нет, я не хочу обвинять никого!
Я хочу напомнить и себе, и Вам, что мы творим личность своих детей: все, что мы в них закладываем, то и прорастет в их взрослой жизни.
Так и пойдут они по жизни: кто-то будет не уверен в себе, кто-то будет считать себя королем, а кто-то будет думать, что он – недотепа (обманщик, лентяй, тупой и т.д. – все зависит от того, как его называли родители в семье).
И каждый из них будет сталкиваться с теми жизненными обстоятельствами, которые будут исправлять ошибку родителей в воспитании. С теми жизненными уроками, которые разовьют в них истинные качества изначально совершенного человека, а не те, которые им «навязало» их близкое окружение.
Конечно, и бабушки с дедушками бывают разными (как и не все молодые родители столь неконтролируемы в своих эмоциях), поэтому я не идеализирую их. Но, в основном, человек к своим преклонным годам все-таки набирается большего опыта и мудрости. Жизненный опыт многому учит человека, и он уже по-другому подходит к возникающим в жизни ситуациям: не на эмоциях, крича и махая руками, а адекватно, с юмором и разумно.
Наверное, поэтому именно бабушки и дедушки издавна являлись главными «воспитателями» подрастающего поколения: родители трудились на полях, а бабушки-дедушки дома за внуками-внучками приглядывали, приобщали их к труду, попутно передавая им свою мудрость и родовые традиции.
Что же нам остается — ждать своей мудрой старости? Конечно, нет. Лучше уже сейчас включить свою осознанность и ответственность за «закладку» личностных качеств своего ребенка.
Сейчас, чтобы потом пожинать положительные плоды своего воспитания — радоваться счастью и успехам своего ребенка, а не сожалеть о своих ошибках, видя неуверенность и страх в глазах своего повзрослевшего «недотепы».
А Вы что думаете по этому поводу? Поделитесь своим мнением в комментариях.