Что делать, если у ребенка проблемы в отношениях с одноклассниками

Этот пост посвящен грустной теме проблем во взаимоотношениях наших детей с одноклассниками. Попробуем разобраться в причинах и найти способы решения данной проблемы.

Проблемы в построении взаимоотношениях с одноклассниками — это реалии жизни. Да, не у всех это случается, но у большинства — они точно есть. 

Если каждый из родителей обратится к своим школьным годам, то почти все мы можем припомнить хотя бы пару случаев, когда нас или наших одноклассников дразнили, обзывали, не хотели «принимать» в свою группу или даже игнорировали. Ну и что? Пережили же. Ничего страшного, бывает. Вроде, все уже забыто.

Но, как известно, проблемы своих детей мы воспринимаем намного острее и болезненнее, чем такие же свои. 

Почему?

Потому что в этот момент в нас просыпается тот обиженный или оскорбленный «ребенок», горькие воспоминания которого мы запрятали далеко вглубь своего подсознания. Чтобы забыть о пережитой боли и не вспоминать.

Особенно, если мы тогда не поделились нашими переживаниями со своими родителями, и они, в свою очередь, не смогли помочь нам исцелить душевную боль, обняв нас, поговорив с нами, поддержав нас.

А если родители поддержали, значит, переживания Ваши прошли, не оставив душевной травмы. Осталась просто констатация факта: да, было, но эмоционального осадка нет.

Появление такой проблемы у Вашего ребенка — это сигнал, что Вам еще раз надо пережить ее вместе со своим ребенком. Вместе. Ни в коем случае не игнорировать ее. Этим Вы только сделаете ребенку хуже.

Хорошо, если у Вас с ребенком доверительные отношения, и поэтому Вы в курсе о его школьной жизни, о его успехах, удачах и неудачах. В этом случае Вы сразу сможете отреагировать — нормальный родитель всегда будет реагировать.

Как?

Все зависит от причины, степени сложности и болезненности проблемы.

  1. Самая основная причина проблем во взаимоотношениях с одноклассниками — это «не такой, как все». Да-да, здесь дело — «в стадности». И, если Ваш ребенок проявляет себя не как член стада, а как индивид, личность, то, конечно, кому это понравится?

Представляете, весь класс во время перемены кидается к телефонам и бьется в игры, а Ваш ребенок достает любимую книгу и начинает читать! Не потому, что хочет выделиться, а потому, что он так хочет, ему интересна книга. 

  1. Следующая причина проблем с одноклассниками — это плохая успеваемость. Во все времена над двоечниками подтрунивали, не ставили их ни во что. Настоящее время — не исключение.
  2. Что ни говорите, но дети, как и взрослые, все-таки «встречают по одежке». Если ребенок одевается плохо (бедно), то это может стать еще одной причиной его проблем с классом.
  3. Маленький рост — еще один «бич», особенно для мальчиков. Почему-то у высоких ровесников почти всегда начинают «чесаться руки» при виде своих невысоких одноклассников. И не важно, хорошист он или двоечник.
  4. Бывает и такая причина — чисто психологическая. Я называю ее «индивидуальная непереносимость». Ее не может объяснить не только ребенок, но даже взрослый человек: «вот не нравится он мне, и все тут».

Поговорим о степенях сложности данной проблемы. Можно условно выделить легкую, среднюю, сложную и тяжелую проблему. Причем, чем сложнее проблема, тем она и болезненнее для ребенка.

Конечно, здесь лучше не доводить проблему до тяжелого состояния, когда лучшим решением становится переход в другую школу.

А, чтобы такого не случилось, надо всегда быть в курсе событий. Поэтому, стройте доверительные и дружественные отношения со своим ребенком. Тогда Вы вовремя сможете при необходимости вмешаться и решить проблему.

Что мы, родители можем и должны сделать, если у нашего ребенка возникла такая проблема?

Запомните: не зависимо от степени сложности проблемы, Ваш ребенок нуждается в Вашей поддержке! Поэтому поддерживайте его морально. Попутно обсуждайте, объясняйте ситуацию: почему так получилось. Но в то же время поддерживайте его чувство собственного достоинства: не стоит быть как все (говорить матом, чтобы сойти за своего и т.п.), даже если из-за этого тебя не принимают.

  1. Если проблема легкого характера, то нужно дать ребенку время для того, чтобы он сам попробовал решить ее. Объяснить ему, как надо себя вести, что говорить, делать. А, чтобы Вы сам могли это ему объяснить, Вы должны внимательно его выслушать. Вы, как человек с жизненным опытом, сразу сможете оценить ситуацию и подсказать способы действия (не подходи к нему лишний раз, не реагируй, будь увереннее в себе — я в тебя верю, ты сможешь и т.п., подойди к учительнице и расскажи ей).
  2. Средняя степень проблемы — это когда ребенок предпринял действия, но улучшения ситуации не происходит. а наоборот, происходит ее ухудшение. Это значит, что пришло время вмешаться Вам. Ваши действия:

Внимание! Если до этого родитель мог подойти к забияке и попросить его прекратить плохо относиться к его ребенку, то сейчас этого делать не стоит. Сейчас никто не имеет права подходить к чужому ребенку, тем более разговаривать с ним в предупреждающих тонах.  

  • Шаг 1. Обращение к родителям (можно подключить сразу классного руководителя или сначала попробовать самим). В дружелюбной форме объясняете ситуацию и просите, чтобы они побеседовали со своим ребенком. Говорите, что надеетесь, что Вам не придется беспокоить администрацию школы. Выжидаете. Если все прекращается, то, значит, проблема решена.
  • Шаг 2. Если до этого Вы не подключали классного руководителя, то самое время его побеспокоить: а) говорите своему ребенку, чтобы он сам подошел к классному руководителю и все рассказал. Если и это не помогает: б) лично обращаетесь к классному руководителю или поднимаете вопрос на ближайшем родительском собрании. 
  • Шаг 3. Обращение к директору школы — крайний вариант, и он используется, если шаг 3 не даст результата, и когда проблема усложнится до тяжелой степени. 

Замечено, что в большинстве случаев уже личное обращение к родителям или к классному руководителю помогает решить проблему.

Так как все мы, родители, понимаем, как важно развивать дружеские отношения со своими одноклассниками — они имеют далеко идущие последствия: эта дружба может пригодиться в дальнейшей жизни.

А Вы согласны с этой мыслью? Поделитесь в комментариях!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *